ТРАКТОРЫ / ИСТОРИЯ

Латинское слово Tractorius, которое использовалось для общего названия трактора, в переводе читается как «процесс передвижения чего-либо за собой в механическом контексте». иными словами трактор должен выполнять роль тягача при свободном выборе направления передвижения. Трактор - это самоходная машина, которая используется в качестве энергетического средства для проведения механизированных работ в сельском хозяйстве.


ИСТОРИЯ ТРАКТОРОВ НАСЧИТЫВАЕТ БОЛЕЕ 200 ЛЕТ!

Самый первый трактор носил название Cugnot, он естественно был на базе парового двигателя и использовался для буксировки тяжелых артиллерийских орудий.

traktor_parovaya mashina_1.jpg

Он имел собственную паровую машину, в функции которой входила перевозка запаса топлива и воды. Cugnot закончил своё существование в 1770 году, когда во время аварии взорвался паровой котёл, и тогда была создана новая модель трактора, которая дожила до наших дней и находится в одном французском музее.

traktor_parovaya mashina_2.jpg

После создания второй модели трактора наступило затишье, все английские, французские, итальянские и германские изобретатели переключились на создание только пассажирских карет и дилижансов. И только одна французская семья Bollee наряду с разработкой пассажирских дилижансов продолжала заниматься тягачами.

Немногим позже начали производиться тракторы, снабженные прицепами для перевозки пассажиров.

traktor_parovaya mashina_3.jpg

Самыми популярными считались европейские Dietz и Thomson. Thomson по прибытию в Англию, после работы в Индии транспортным инженером, разработал двигатель в шесть лошадинных сил, тягач и прицеп, вместительность которого достигала до 70 пассажиров. В последствии такие машины стали называться «рутьерами» и в 1870 г. около десятка их было закуплено российской армией.

В 1880 году в Германии была основана известная и в наше время фирма Deutz АG. Её основателями являлись Otto и Langen.

Америка в плане строительства тракторов по неизвестным причинам не спешила. Появление марки CASE в штате Южная Дакота в 1892 году положило начало не только тракторостроению,но и строительству других строительных машин. После этого началось всеобщее производство тракторов. Появлялись и исчезали множество фирм-производителей, самым запоминающимся из всех остались тракторы американской фирмы Отто.

Европа также не уступала в разнообразии и количестве тракторных фирм. Но европейцы уже научились выпускать специальное оборудование, что позволяло сделать трактор выгодной покупкой для фермеров. Ведь при помощи обычного трактора и специального дополнительного оборудования они могли заниматься не только фермерством, но и использовать технику для других целей.

В 1891 г. русский механик и изобретатель Иван Кулибин построил трехколесную коляску-самокатку с механизмами, характерными для современных тракторов: коробка передач, рулевое управление и тормоза. Человек своей силой приводил в движение эту «Самокатку».

В 1897 г. немецкий ученый Рудольф Дизель построил экономичный двигатель внутреннего сгорания, позднее его стали называться дизельным, в честь его изобретателя.

В 1898 г. механик Федор Блинов соорудил самый первый гусеничный трактор. В роли двигателя был котел с двумя паровыми машинами, который стоял на раме длиной 5 метров. Через шестеренчатые передачи от каждой машины передавалось вращение к ведущим колесам, которые были сцеплены с гусеницами. Управляли трактором два человека. Скорость движения была около 3 км/ч.

С 1903 г. известная фирма Ivel начала строить специально разработанные трёхколёсные тракторы для сельского хозяйства. Такая постановка колёс не позволяла трактору задевать посевы.

traktor_parovaya mashina_4.jpg

По мере приближения первой мировой войны большинство заводов начало производить специальные рутьеры, предназначенные для перевозки военной техники.

traktor_parovaya mashina_5.jpg

Так в 1906 г. директор фирмы Hornsby Девид Робертс, получив патент на гусеничный ход, приступил к разработке трактора на новом движителе. Созданный им гусеничный трактор, который использовался в 1909 году в английской армии, имел вес 23 тонны и двигатель мощностью 70 л. с.

Несмотря на активное развитие мощности тракторов не забывали и про разработку маленьких сельскохозяйственных тракторов. Трактор фирмы York, изготовленный в 1906 году, обладал небольшими размерами и мощностью от 12 до 16 л.с.. Они были очень надёжными и применялись фермерами для обработки небольших полей.

В 1910 г. изобретатель Яков Мамин создал первый отечественный колесный трактор с дизелем. Его назвали «русским трактором».

Перед началом Первой мировой войны появились тракторы необычной конструкции, где спереди использовались колёса, а сзади гусеницы. Пример такого трактора - французский Lefebvre 1912 года выпуска, оснащённый четырёхцилиндровым двигателем, мощностью 35 л.с., который применялся в особо трудных условиях для распашки целинных земель.

Шведская фирма Munktell с 1913 года начала выпускать тракторы, оснащённые двухцилиндровым двигателем, в которых уже выделялось внимание комфорту в кабине водителя. С того времени многие производители стали уделять внимание внешнему виду выпускаемых тракторов. К примеру, Advance-Rumely имеющий базовую покраску коричневого цвета, ярко красный окрас колёс, отработанные шрифты и обивку кабины.

Оригинальность американского трактора Lawter 1913 года выпуска заключалась в самой конструктивной схеме, где ведущими колёсами были большие передние, а направляющим - одно заднее.

Выше приведены факты производства только самых любопытных моделей тракторов, построенных до Первой мировой войны, а если суммировать в общем количество изобретённых и построенных механизмов то на то время их была не одна сотня.

В СССР, в начале 30-х годов начали свою работу Сталинградский, Харьковский и Челябинский тракторные заводы (известный во всем мире ЧТЗ). За первые десять лет нашей промышленностью было выпушено приблизительно 700 тыс. тракторов - 40 % мирового производства. Они были оснащены карбюраторными двигателями. В последующие годы на тракторы стали устанавливать более экономичные дизели.

В шестидесятые и семидесятые годы в мире начали выпускать тракторы повышенных рабочих скоростей: вначале 6...9 км/ч, а затем 9... 15 км/ч. Появились тракторы с более мощными двигателями, турбо-наддувом, комфортабельными кабинами.

Стремясь наиболее полно удовлетворить требования потребителей, зарубежные фирмы предлагают на рынок широкую гамму тракторов в диапазоне мощности 11- 452 кВт. В конструкциях тракторов реализуются технические решения, способствующие повышению технико-экономических показателей, снижению уплотнения почвы, улучшению управления МТА и созданию удобств для работы механизаторов. Широкое применение гидравлических и пневматических систем, средств автоматизации и электроники позволяет значительно повысить как надежность машин, так и качество выполнения технологических процессов и увеличить производительность агрегатов.

Анализ показывает, что основными производителями тракторов в широком диапазоне мощности являются фирмы John Deere, Case IH, New Holland, Challenger, Fendt, Valtra, Massey Ferguson, Deutz-Fahr, Same, Lamborghini, Claase, Kubota, Landini, Pronar, Foton и др. Тракторы с двигателями наибольшей мощности (до 610 л.с.) выпускает фирма Challenger. До 550 л.с. - фирмы John Deere, Case, Hew Holland, Buhler Versatile. Заводы Hako, Iseki, Kubota, Goldoni, Shibaura специализируются на малогабаритных тракторах.

Диапазон мощности тракторов фирмы Case IH - 40 - 550 л.с. Фирмой впервые созданы гусеничные тракторы оригинальной конструкции - STX 375 Quadtrac - STX 535 Quadtrac. Они имеют шарнирно-сочлененную раму и четыре тележки с резинотросовыми гусеницами и независимым приводом. Первая модель выпускается также в колесном варианте. Модели тракторов с обозначением в названии "Pro A" предназначены для выполнения работ в садах.

Фирма Claas предлагает только гусеничные тракторы с резинотросовыми гусеницами мощностью 156-306 кВт. На мод. Challendger 35, 45 и 55 гусеницы с треугольным обводом.

Характерная особенность тракторов фирмы Deutz-Fahr, на которых установлены двигатели мощностью 19,5-191 кВт, - скошенный капот и большая степень остекления кабины, обеспечивающие хороший обзор водителю. Тракторы с обозначением в названии "schmal" или "breit" выпускаются в вариантах соответственно с узкой и широкой колеёй. Модели Agroplus 60А, 70А, 80А и Agrolux 60А и 70А имеют двигатели с воздушным охлаждением.

Фирма Fendt кроме тракторов с классической компоновкой выпускает самоходные шасси (в названии моделей обозначение "СТ" и "СТА") и тракторы интегральной схемы серии Xylon: кабина расположена посередине, двигатель под кабиной, впереди и позади кабины имеется место для установки технологических емкостей, передние и задние навесные устройства. Среди машин с классической компоновкой особый интерес представляют тракторы с бесступенчатой трансмиссией Vario.

Скандинавский производитель колесных тракторов VALTRA - один из ведущих производителей колесных тракторов для сельского хозяйства и коммунальной отрасли.

valtra_трактор_программа_производства_2014.jpg

Преимущества тракторов VALTRA основывается на концепции индивидуальности и свободном выборе комплектации, что дает максимальную гибкость и широкий выбор дополнительных опций, необходимых только для конкретного Клиента. Можно выбрать не только цвет трактора, но и тип трансмиссии, двигателя, гидросистемы и кабины. Благодаря современному и эффективному техническому оснащению тракторов VALTRA, достигаются высокая производительность, абсолютная безопасность и несравненный комфорт.

Одна из ведущих тракторостроительных фирм - John Deere выпускает тракторы в диапазоне мощности 20 - 550 л.с., среди которых имеются специальные: садовые, виноградниковые и для возделывания хмеля. Тракторы мод. 9520А, 9420А, 9320А и 8520А могут быть выполнены в вариантах с шарнирно-сочлененной рамой или на гусеничном ходу с резиновыми гусеницами. Мод. 8420А, 8320А и 8220А имеют классическую компоновку, колесный или гусеничный ход.

Фирма Same - одна из немногих, предлагающих потребителям как колесные, так и гусеничные модели. Самые маломощные из них - три модели серии Solaris. Серия Golden предназначена для выполнения работ в садах и виноградниках, а Rock и Krypton - гусеничные (первые могут оснащаться резиновыми гусеницами).


НОВОЕ В КОНСТРУКЦИИ ТРАКТОРОВ

Благодаря оснащению двигателями с многоклапанным газораспределением улучшаются энергетические показатели тракторов, повышаются их топливная экономичность на частичных нагрузках и холостом ходу, крутящий момент на малых и средних частотах вращения коленчатого вала, снижается токсичность выхлопных газов. По три клапана на цилиндр имеют двигатели тракторов фирм Lamborghini и Same, по четыре - энергонасыщенные тракторы МХ 240 и МХ 270 фирмы Case IH, три трактора серии Farmer 400 Vario и четыре - серии Favorit 700 Vario фирмы Fendt, а также тракторы John Deere серий 9300 и 9400.

Все более широкое распространение получают КП с переключением под нагрузкой и автоматические бесступенчатые трансмиссии. Общее число передач вперед 8- 36 обеспечивает диапазон скорости движения от 0,25 до 30-40 км/ч, а на некоторых последних моделях - до 60 км/ч. При дооборудовании КП ходоуменьшителями (по заказу) тракторы могут выполнять специальные работы на замедленных скоростях - до 95 м/ч.

Появились коробки с автоматическим переключением передач под нагрузкой не только внутри диапазона, но и между диапазонами и реверса без использования муфты сцепления. Электронная система в зависимости от частоты вращения коленчатого вала и нагрузки обеспечивает автоматическое последовательное переключение передач с высших на низшие, и наоборот, а также программирование их выбора как вперед, так и назад. Предварительно водитель с помощью переключателя устанавливает транспортный или рабочий режим работы. Такими коробками уже оборудуются тракторы не только высокого, но и среднего класса мощности.

Бесступенчатые трансмиссии устанавливают на свои машины Fendt, John Deere и Steur.

Увеличение транспортных скоростей до 40, 50 и 60 км/ч, а также рабочих скоростей привело к появлению и более широкому использованию на тракторах независимой подвески передних ведущих мостов. Это "смягчает" толчки и удары во время движения трактора, улучшает его тягово-сцепные свойства за счет постоянного контакта колес с почвой, уменьшает шум и вибрации на рабочем месте тракториста. Гидропневматической подвеской различной конструкции и управляемой электроникой оборудуют свою продукцию Case IH, Deutz-Fahr, Fendt и John Deere.

Valtra (Valmet) впервые применила пневматическую подвеску, а JCB на мод. Fastrac подрессорила оба моста. На всех тракторах включать и отключать подвеску можно из кабины. Более комфортные условия для работы механизаторов созданы на тракторах Fendt и Deutz-Fahr, где наряду с подвеской переднего моста используется гидравлическая (Fendt) и пневматическая (Deutz-Fahr) амортизация кабины.

Фирма John Deere на тракторах серии 8020 (мод. 8120, 8220 и др.), имеющих независимую подвеску всех колес, установила сиденье с активным демпфированием колебаний. Под сиденьем находится датчик, измеряющий ускорение. Эта информация используется электронной системой управления для гашения колебаний с помощью гидроцилиндра, встроенного в сиденье.

На большинстве современных тракторов угол поворота управляемых колес составляет 50-55°. New Holland на некоторых своих моделях применяет передний мост Super Steer с шаровым шарниром, обеспечивающим при повороте перемещение мостов в ту же сторону. В результате угол поворота передних колес достигает 65°.

Фирма Same оборудует тракторы серии Rubin кабиной с системой автоматического выравнивания ее положения на склонах до 25 %. При движении поперек склона компенсируется до 500 мм высоты наклона, вдоль склона - до 700 мм. Электронная система автоматического выравнивания состоит из центрального блока управления, который соединен с распределительной коробкой датчиков и блоком электромагнитных клапанов. Используя сигналы датчиков, блок управления выдает команды по выравниванию положения кабины путем изменения длины штоков четырех гидроцилиндров, соединяющих кабину с остовом трактора. Система автоматического выравнивания включается и выключается нажатием на клавишу.

В новых разработках фирм Same и John Deere различные управляющие функции (заглубление и выглубление плуга, включение механизма блокировки дифференциала, передач переднего или заднего хода и др.) могут быть запрограммированы и выполнены путем нажатия на кнопку. Некоторые фирмы осуществляют программирование по принципу "обучения": выполненный вручную один цикл действий запоминается и затем системой управления повторяется автоматически.


МАЛОГАБАРИТНЫЕ ТРАКТОРЫ

Почти все фирмы (за некоторым исключением) наряду с обычными предлагают малогабаритные модели. Такие тракторы, оснащенные комплексом различного оборудования, могут выполнять вспашку однокорпусным плугом, междурядную обработку посевов, транспортирование кормов, опрыскивание, фрезерование почвы, кошение трав, прессование сена и другие операции.

Большинство фирм устанавливает на них защитные каркасы или дуги безопасности. Как правило, их органы управления (педали и рычаги) и контрольно-измерительные приборы удобно расположены и сгруппированы, что создает оператору определенный комфорт при работе. Высоко поднятое сиденье в сочетании с компактным двигателем обеспечивают хорошую круговую обзорность фронта работ. На ряде моделей сиденья часто выполняются подрессоренными (на амортизаторах), а также регулируемыми по росту водителя.

Модели малогабаритных тракторов с двигателями наибольшей мощности (Massey Ferguson, New Holland, Kubota, Iseki, Goldoni, Challenger и др.) оборудуются кабинами как низкопрофильными, так и повышенной комфортности. Для гашения вертикальных колебаний последние зачастую смонтированы на сайлент-блоках, имеют достаточно низкий уровень шума (80,5-82 дБА), встроенные защитные каркасы, увеличенную площадь остекления сзади и спереди, передние и задние стеклоочистители, большие застекленные двери и эффективные отопители.

На задние колеса малогабаритных тракторов большинства фирм устанавливаются мокрые дисковые тормоза с механическим приводом. Они более эффективны, чем тормоза барабанного типа, которые все еще находят применение на некоторых моделях (например, фирмы Hako). Большая часть моделей оснащается механической блокировкой дифференциалов задних мостов и механическим включением привода передних колес. Преимущественное применение находят шины диагонального типа, реже (особенно на наиболее мощных полноприводных моделях) - радиальные, отличающиеся большей ходимостью. Колея как передних, так и задних колес, как правило, регулируемая в диапазонах 820-1270 и 740-1340 мм.

Подавляющее большинство малогабаритных тракторов оснащается раздельно-агрегатными гидросистемами, с максимальным давлением 10-15 МПа и задними трехточечными навесными устройствами с максимальной грузоподъемностью 370-1030 кг (с одним силовым цилиндром), величина которой во многом обусловливается максимальным давлением в гидросистеме. Навесные устройства имеют (штатно или по заказу) преимущественно позиционное регулирование, а некоторые фирмы, в том числе New Holland, Massey Ferguson и Challenger оборудуют свои модели силовым регулированием, а фирма Carraro - плавающим. Кроме того, тракторы Hako, Iseki и Kubota по заказу могут оборудоваться также и передними навесными устройствами простейшего типа, расширяющими возможности их агрегатирования.

Для привода активных рабочих органов машин и орудий тракторы оснащаются ВОМ заднего расположения: независимыми одно- (540 мин~1, New Holland, Shibaura, Carraro и др.) или двухскоростными (540 и 1000 мин , Holder, Iseki и др.), или зависимыми односкоростными (Massey Ferguson). Преобладают задние ВОМ с ручным включением и механическим управлением. Как правило, по заказу тракторы оборудуются еще и передними односкоростными ВОМ.

В качестве дополнительного оборудования фирмы используют наборы шин различных типоразмеров (для разных условий работы), передние балластные грузы (для увеличения тягово-сцепных свойств), а также тягово-сцепные устройства (преимущественно жесткого, реже - маятникового типа).


ВЫВОДЫ

Зарубежные фирмы предлагают потребителям большое число тракторов в диапазоне мощности 15 - 630 л.с. Их основные производители - John Deere, Case IH, New Holland, Challenger, Fendt, Valtra, Massey Ferguson, Buhler Versatile, Deutz-Fahr, Same, Claase, Lamborghini, Kubota, Landini и др.

Такие фирмы, как Hako, Iseki, Goldoni и Shibaura, выпускают только малогабаритные модели.

Преобладают полноприводные колесные модели традиционной компоновки, а наибольшая доля приходится на тракторы мощностью 70 - 130 л.с. Тракторы с двигателями наибольшей мощности 535 и 570 л.с. производят фирмы John Deere, Challenger, Case, New Holland, Buhler Versatile. У отечественных тракторов серии К-744Р и К-745 мощность двигателей составляет 350 и 410 л.с.

Гусеничные тракторы в основном высокой мощности предлагают фирмы Challenger, Claas, Case IH, John Deere.

Тракторы интегральной схемы с различной компоновкой (расположение кабины, двигателя, зон установки технологических емкостей и оборудования) выпускают Fendt, JCB, Schluter, Holder.

В последние годы в конструкциях тракторов стали применяться двигатели с многоклапанным газораспределением, расширяется использование КП с переключением под нагрузкой, бесступенчатых трансмиссий, независимых подвесок передних ведущих мостов (а на некоторых моделях - обоих мостов), устройств амортизации кабины и сидений, электронных средств контроля и управления.

Современные тракторы оснащены дизелями, независимой подвеской и резинометаллическими гусеницами, широкопрофильными шинами, которые снижают удельное давление на почву, реверсивными двухскоростными валами отбора мощности.

Поиск новых технических решений продолжается всеми ведущими производителями тракторов!

 

MOST Group© 1993-2017 / МОСТ-ТЕХНИКА™ / РФ. 121357. Москва. ул. Козлова 30 / Тел: +7 (495) 775 0175 / Факс: +7 (495) 775 0176 / E-Mail: info@most-technics.ru